официальный сайт регионального отделения

News

[09.02.2006]
РЕКОМЕНДАЦИИ участников слушаний «О нарушении законодательства о проведении массовых мероприятий в г.Москве», проведенных в Московской городской Думе, органам государственной власти г. Москвы

Участники слушаний «О нарушении законодательства о проведении массовых мероприятий в г.Москве», проводившихся фракцией «ЯБЛОКО - Объединенные демократы», согласны в том, что в настоящее время префектурой ЦАО установлен фактически разрешительный порядок проведения массовых мероприятий (пикетов, митингов). Данный порядок вступает в серьёзное противоречие с действующим законодательством, предусматривающим уведомительный порядок проведения подобных мероприятий.

Фактически ни одно публичное мероприятие на территории ЦАО не может состояться без разрешающего распоряжения одного из заместителей префекта ЦАО. При этом основной целью префектуры является препятствование проведению мероприятий непосредственно возле зданий, занимаемых органами власти, к которым обращаются протестующие граждане. Объектами, в наибольшей степени «оберегаемыми» префектурой от протестной активности граждан, являются Государственная Дума (Охотный ряд дом 1), Совет Федерации (Б. Дмитровка, д. 26), ФСБ (Большая Лубянка, д. 20), Мэрия Москвы (ул. Тверская, д. 13), Московская городская Дума (ул. Петровка, д. 22), Генеральная прокуратура РФ (Б. Дмитровка, д. 15 а). В то же время отказано в проведении публичного мероприятия может быть и в любом другом месте центра Москвы.

Фактический отказ в проведении мероприятия, как правило, оформляется как предложение организаторам перенести его на заведомо не подходящие для этого площадки. Практически всегда такой отказ носит немотивированный характер - в нарушение требований ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Данные действия Префектуры ЦАО г.Москвы приводят к массовым задержаниям граждан, которые зачастую проводят в ОВД при составлении протоколов значительно более 3-х часов, предусмотренных законодательством.

Среди последних примеров:

1. отказ группе граждан в проведении пикета у здания Мосгордумы и попытка перенести место его проведения на Неглинную улицу;

2. отказ группе граждан в проведении пикета у здания Генеральной прокуратуры РФ - с переносом места акции в Технический переулок;

3. отказ группе граждан в проведении шествия по Тверскому бульвару под предлогом «иронического характера акции»;

4. отказ группе граждан в проведении пикета у посольства Белоруссии в поддержку белорусской оппозиции;

5. отказ группе граждан в проведении антифашистского пикета у здания Мэрии Москвы, что привело к задержанию участников акции ОМОНом;

6. отказ группе активистов из движения защиты животных в проведении пикета против ярмарки мехов у здания Московского Международного дома Музыки под предлогом того, что этот пикет - культурно-массовое мероприятие, что привело к задержанием участников акции милицией;

7. согласование митинга в Новопушкинском сквере одновременно двум различным организациям, что чуть не привело к столкновению правозащитников с членами Евразийского союза молодежи и дало возможность участникам митинга «Молодежного Единства» сорвать митинг правозащитников;

8. отказ Движению «За права человека» в проведении митинга в Новопушкинском сквере - под предлогом демонтажа новогодней елки.

Участники слушаний также обратили внимание на то, что работа сотрудников милиции, обеспечивающих безопасность массовых мероприятий, зачастую оставляет желать лучшего. Отмечаются неоднократные неправомерные изъятия флагов, плакатов и прочей атрибутики у участников мероприятий, причём значительная часть этой атрибутики не возвращается законным хозяевам. Кроме того, был отмечен крайне низкий уровень профессионализма при оформлении материалов дел об административных правонарушениях, произошедших в ходе проведения массовых мероприятий. Это зачастую приводит и к тому, что задержанные по таким делам находятся в отделениях милиции более 3-х часов, и к тому, что судьи, рассматривающие дела, возвращают их в отделения внутренних дел.

Непосредственным поводом для проведения слушаний стали серьёзные нарушения закона, допущенные сотрудниками ГУВД города Москвы и префектуры ЦАО города Москвы в ходе подготовки и проведения группой граждан пикета 1 февраля у здания ФСБ РФ. Группа граждан, организовавших пикет, подала все необходимые уведомления в установленном порядке. Однако сотрудники ГУВД Москвы и Префектуры ЦАО в нарушение закона не только не смогли оказать содействие гражданам в осуществлении их конституционных прав, но и всячески препятствовали им, и в частности провели неправомерные задержания нескольких участников пикета.

Этот и другие примеры наглядно иллюстрирует опасность действий префектуры ЦАО, которые фактически провоцируют конфликт между гражданским обществом и властью.

К сожалению, принятый депутатами в первом чтении проект закона города Москвы «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» не решает выше проблем, а в ряде своих положений их усугубляет.


В связи с вышеизложенным участники слушаний рекомендуют:

прокурору г. Москвы А.И. Зуеву:

- провести проверку соблюдения законодательства, регулирующего порядок проведения массовых мероприятий, Префектурой ЦАО и ГУВД города Москвы;

- запросить в Префектуре ЦАО материалы по всем случаям отказов в согласовании на проведение массовых мероприятий у зданий следующих органов власти: ГД ФС РФ, СФ ФС РФ, Генеральная прокуратура РФ, ФСБ РФ, Московская городская Дума, Мэрия Москвы и провести проверку обоснованности принятия таких решений;

- вынести префекту ЦАО прокурорское предостережение относительно необходимости строгого соблюдения законодательства, регулирующего порядок проведения массовых мероприятий;

мэру Москвы Ю. М. Лужкову:

- провести служебное расследование деятельности префектуры ЦАО, провоцирующей напряженность и конфликты во взаимоотношениях власти и общества, а виновных в этом отстранить от занимаемой должности;

начальнику ГУВД г. Москвы В. В. Пронину:

- обратить внимание личного состава милиции города Москвы на необходимость неукоснительного соблюдения КоАП РФ и законодательства, регулирующего порядок проведения массовых мероприятий.

- указать на недопустимость грубости и неоправданного применения силы в отношении участников массовых мероприятий.

депутатам Московской городской Думы:

- вернуть в первое чтение проект закона города Москвы «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» с целью внесения в него изменений, 1) гарантирующих права граждан на проведение массовых мероприятий в любых местах города, не запрещенных федеральным законом, в первую очередь - в непосредственной близости от зданий, занимаемых органами власти, к которым обращен гражданский протест; 2) устанавливающих ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан на проведение массовых мероприятий;

- обеспечить широкую гласность и участие политических партий и неправительственных общественных организаций в доработке данного законопроекта

- в рамках Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению провести общественные слушания по данному законопроекту.

Участники слушаний:

Депутаты Московской городской Думы:
o фракция «ЯБЛОКО - Объединенные демократы»:

- С.С.Митрохин;
- Е.А.Бунимович;
- И.Ю.Новицкий.

фракция КПРФ:

- В.И.Лакеев.

Представители партий:

- ЯБЛОКО;
- КПРФ;
- СПС.

Представители общественных организаций:

- За права человека;
- МХГ;
- Мемориал;
- Русский ПЕН-центр.

Исходный текст